Ветераны Пермских моторов

Историческая справка о работе завода № 19 им. Сталина в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Моторостроительный завод № 19 имени Сталина, находясь в тылу страны, на Урале, к началу войны остался единственным в стране, выпускавшим авиамоторы серийно. Именно на него возложили задачу поддерживать и наращивать производство авиамоторов для государства.
 В первые месяцы войны на свою территорию завод принял 6 эвакуированных предприятий и 2 конструкторских бюро из Москвы, Харькова, Днепропетровска, Ленинграда.
Значительного роста производства моторов в годы Великой Отечественной войны удалось достичь благодаря внедрению поточных линий. На нашем предприятии их было смонтировано 28. Поток обеспечил также повышение культуры, поднял производительность труда на 25 % - 50 %, и снизил себестоимость продукции. Благодаря этому, к концу 1944 г. завод выпускал до 700 моторов в месяц. Вклад в Победу пермских моторостроителей – 31 864 мотора.
Работники завода, не жалея сил, обеспечивали фронт моторами. Рабочий день в годы войны составлял 12 часов, при этом рабочие, объединявшиеся в фронтовые трудовые бригады не оставляли цехов, не выполнив установленные задания. За военный период было создано более 160 таких бригад.
С 1942 года предприятие возглавил генерал-майор инженерно-авиационной службы - Анатолий Григорьевич Солдатов. Одной из главных задач директора стало сохранение человеческого ресурса. Благодаря социальным мероприятиям, проводимым на предприятии, были улучшены условия жизни и работы трудящихся: создавались образцовые столовые; предоставлялась одежда и обувь; проводилась профилактика брюшного тифа, дизентерии, туберкулеза; расширялся жилой фонд. 
В годы войны на заводе работало более 7 тысяч подростков в возрасте от 11 до 16 лет. Для размещения эвакуированных и привезенных на завод по призыву молодых рабочих рядом с заводом были построены юнгородки - это 77 домиков барачного типа, которые были рассчитаны на проживание 4,5 тысяч человек. Фактически в бараках проживал каждый второй из 24 тысяч работавших в годы войны моторостроителей.
За 4 года войны на фронт ушло 3266 работников завода. За боевые подвиги званием Героя Советского Союза были удостоены Краснов Николай Федорович, Бабайлов Павел Константинович, Гатауллин Анвар Анварович, в честь которых названы улицы нашего города.
16 сентября 1945 г. Президиум Верховного Совета СССР «За образцовое выполнение заданий правительства по производству моторов», наградил завод № 19 второй наградой – орденом Красного Знамени. Моторы АШ-82, АШ-82Ф, АШ-82ФН действительно сыграли в «войне моторов», как часто называют вторую мировую историки, весьма заметную роль. Не случайно в Музее ВВС в г. Монино мотор АШ-82Ф стоит в экспозиции, освещающей период Великой Отечественной войны, рядом с лучшими самолетами своего времени. Особенностью самой награды является то, что завод получил орден Красного Знамени, но не трудового, как это должно бы было быть по статусу ордена, а боевого. Это обстоятельство, безусловно, подчеркивает значение той продукции, которую поставлял завод фронту и ее и роль в победе.

Made on
Tilda